Находкинский государственный гуманитарно – политехнический колледж

Колледж
Абитуриентам
Основные направления работы
Студенческие объединения
Ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Новости

Читаем «Блокадную книгу»

«Опять война, опять блокада…
Быть может нам о ней забыть?
Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторилось той войны,

Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы».
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забывалась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Юрий Воронов

    О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого.
    В течение недели студенты в читальном зале смотрели документальный фильм «Блокада» и их попросили написать небольшое эссе на тему «Значение исторической памяти для передачи исторических событий». Вот их мнение:

  • Не допускать повторения ошибок прошлого и защищать правду о тех событиях.
  • Чем больше человек дорожит памятью своих дедов и прадедов, которые сражались на поле боя, тем глубже чувствуешь свою ответственность за будущее. Именно в них, в наших предках, корень нашего существования, наших идеалов.
  • Я думаю, что историческая память не так уж и важна, потому что нужно жить сегодняшним днем и не думать о прошедшем. Блокада Ленинграда была и прошла, об этом, думаю, стоит забыть, как и о крестовых походах, как и о татаро-монгольской войне. Это наше прошлое и не стоит концентрировать внимание на этом и думать о том, что будет завтра.
  • Это как защита правды о той войне.
  • Правильно, что историки показывают фильмы, читают о событиях нам детям 21 века, чтобы мы не забывали и помнили, и относились с ответственностью к происходящим событиям. Я думаю, что события, которые происходили в Ленинграде, достойны уважения и памяти. И то, что там происходило не должно забываться никогда, чтобы все помнили, что такое голод и не жаловались на нашу нынешнюю плохую жизнь.
  • Война приводит к беде.
  • Наше поколение начинает забывать те страшные годы, которые пережили люди. Они голодали, болели и замерзали. Те страшные даже ужасные года были для многих последними. Наше поколение живет, едим вдоволь, живем в тепле. Говорят, что нашему поколению на те года просто наплевать. А вот фильмы, классные часы, рассказы, книги позволяют нам узнать о тех страшных днях.
  • Если эта история не будет передаваться, то эти события могут легко повториться.
  • -Я думая, что в дальнейшем все будут знать историю про Ленинград. Дети будут знать!
  • Те трагические события, по моему мнению, достойны памяти и уважения.
  • Это воистину сильные люди.

    За послевоенные годы выпущены, особенно в Ленинграде, сборники воспоминаний участников героической обороны Ленинграда и прорыва блокады — генералов, полководцев, рядовых солдат Ленинградского фронта. Созданы очерки, повести, романы, начиная от «Балтийского неба» Н. Чуковского, «В осаде» В. Кетлинской, книг О. Берггольц, Н. Тихонова, В. Инбер, Вс. Вишневского, А. Фадеева… Все они честно, талантливо, страстно изображали увиденное, пережитое, опыт самих авторов и их героев. Многотомная «Блокада» А. Чаковского вобрала в себя и документы, и факты, передающие мужество великого города. И то, как связана, была история ленинградской блокады с историей всей Великой Отечественной войны.
    Все эти книги представлены на книжной выставке в библиотеке «900 дней славы и бессмертия».
    Что еще можно поведать людям, миру обо всем этом? И нужно ли это ему, сегодняшнему миру? О блокаде Ленинграда, кажется, известно все...
    Но вот в книге А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга» собраны свидетельства людей о том, как они жили во время блокады, записаны живые голоса участников блокады, их рассказы о себе, о своих близких, о товарищах.  Авторы, опираясь на собранные ими рассказы и дневники переживших блокаду, знакомят нас с обыкновенными ленинградцами, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг.
    Прошло много лет, стихает боль, забываются страдания... Но эта книга!... Написанная буквально со слов ленинградцев, переживших блокаду, она настолько пронзительна, так потрясает даже через столько лет после событий, что трудно подобрать слова. Не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы прочитав эту вещь, остаться равнодушным. Нельзя в полной мере передать ощущения от этого произведения, надо ЧИТАТЬ САМОМУ!
    Это книга о борьбе, боли, страдании, которые кажутся немыслимыми, непереносимыми. Как близко иногда оказывается та черта, переступив через которую уже трудно назвать себя человеком.
    И в тоже время через всю эту боль, смерти чувствуется, что, несмотря на все, люди ЖИЛИ. Здесь было место и радости, и любви...
    Перед читателем проходят разные люди. Мужчины и женщины, взрослые и дети, рабочие и служащие, военные и гражданские, коммунисты и беспартийные — советский народ, который перенес неслыханные трудности и победил в жестоком единоборстве с врагом. Авторов интересовало в первую очередь пережитое, ибо, говорят они, «надо прежде всего представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами, только тогда можно оценить высоту и силу их подвига».
    Тут его, ленинградца, обстреливали, обрушивали на него смерть — снаряды, бомбы. Тут его истребляли голодом. Он потерял здесь стольких близких, соседей, здоровье потерял. А сейчас (здесь же!) живет, как все. Как все, только со всех сторон окружен памятью…
    Книга эта правдива, потому что строго документальна. В ней все реально, все достоверно. Многие из героев книги живы, и мы можем встретить их на улице, во дворе дома или на лестнице. Книга эта — памятник тем, кому не суждено было дожить до Победы, памятник, убедительно повествующий о мужестве и стойкости павших.
    «Столько лет прошло, забывается все…» Но ничто не забыто — эти родившиеся в Ленинграде же слова звучат и как уверенность и как надежда, просьба. Да, не забыто — разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел право?! Да, все это помнят еще живущие блокадники. Они блокаду выдержали, они переносили ее изо дня в день, сохраняя человеческое достоинство. Но мы, мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, — имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас они, ленинградцы?!
    «Когда кончилась война, я никак не мог поверить, что жив».- говорит Даниил Александрович. – Я воевал  с первых дней до конца 1944 года, и почти все время на переднем крае, где средняя продолжительность жизни пехотинца была неделя. НЕДЕЛЯ. Я долго не мог найти ответ: почему я выжил? Но потом нашел тот единственный, который меня устроил. Я выжил, потому что меня любили». А может быть он выжил, для того чтобы написать для нас ту историческую правду? «Я буду говорить не как писатель, не как  историк, а лишь как солдат Второй мировой войны»- позже утверждал Даниил Гранин.
    Спустя 35 лет после войны были опрошены  для книги 200 человек блокадников. Каждый раз  спрашивали: «Почему вы остались живы, если вы провели здесь всю блокаду?» Часто оказывалось, что спасались те, кто спасал других - стоял в очередях, добывал дрова, ухаживал, жертвовал коркой хлеба, кусочком сахара…Люди привыкали к взаимопомощи. Человек на улице остановится, сползет вдоль стены на землю, потеряв силы, и находится иногда другой прохожий, поднимает его, доведет до пункта с кипятком. И Гранин понял,  что один из героев блокады – это «КТО-ТО»,  «БЕЗЫМЯННЫЙ ПРОХОЖИЙ», он спасал упавшего, замерзающего. Конечно, и спасители умирали, но поражало то, как им помогала душа не расчеловечиваться. У людей не исчезло, а появилось больше сострадания».
    «И так ходили мы из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти. Это были разрывающие душу рассказы. «Алесь даже заболел, и я тоже»,- вспоминал потом Гранин.
    Они собрали 200 рассказов, примерно четыре тысячи страниц. Потом возник вопрос: Что же это будет за книга? «Мы решили, что эта книга – об интеллигенции и об интеллигентности. Ленинград – город, который отличался высокой культурой, интеллектом, духовной жизнью. Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстояв.
    Ибо единственное, что можно было  противопоставить голоду и бесчеловечности фашизма – это духовное сопротивление людей единственного города Второй мировой войны, который сумел выстоять.
    Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий. «Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений», — писал Д.Гранин. Она входит в перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения.
    Перед студентами (принимали участие студенты разных групп и разных отделений) были поставлены вопросы после прочтения рассказов «Блокадной книги»
1.Насколько необходимо спустя 73 года  помнить те трагические события, ответственно относится к прошлому?
2.Какой след в вашей душе оставило чтение  дневников блокадников, какие факты, события  больше всего воздействовали на вас?
3.Как нужно описывать исторические события, со всей остротой реальности  или приукрашивая?
5.Надо ли возвращать прошлое?
6.Актуальна ли тема войны сейчас?
7.Нужно ли это тяжелое чтение – чтение книг о войне?
    Ребятам было трудно выразить однозначную позицию. Истории блокадников, рассказанные и услышанные, прошли через них, заставили выйти на другой эмоциональный уровень понимания проблемы. Высказывались зрелые и искренние мысли по проблеме войны и чтения о войне.
    Поражает то, что в таких нечеловеческих условиях люди сохраняли в себе чувства долга, чести, благодарности, милосердия. Читая эту книгу, мы понимаем, в какой тяжкой борьбе с самим собой человек побеждает нестерпимый голод, холод, смерть, безнадёжность.
    Прошлое уходит, постепенно стираясь даже из памяти людей. Но есть вещи, о которых не следует забывать. И Алесь Адамович с Даниилом Граниным проделали колоссальную работу, чтобы об этих вещах напомнить

 

 

© 2008 ФГОУ СПО «Находкинский государственный гуманитарно – политехнический колледж»